Россия, г. Тюмень
XXIII международный научный симпозиум "Интеграция археологических и этнографических исследований"/ The XXIII th international scientific symposium «The Integration of Archaeological and Ethnographic Researches»

Шалахов Е.Г.  

Сибирский шаманизм и древности Восточной Европы: этноархеологический аспект

Е.Г. Шалахов
Россия, Юрино, Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Марий Эл «Замок Шереметева»
СИБИРСКИЙ ШАМАНИЗМ И ДРЕВНОСТИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ: ЭТНОАРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье рассматриваются уникальные изображения на керамическом сосуде из погребения под курганом № 13 Кухмарского могильника эпохи бронзы. Элементы прочерченного рисунка – рыба, пораженная гарпуном, рыболовная верша (вентерь), гарпун с пятью шипами и три рыбообразных существа, очевидно, связаны с культовой практикой древнего населения. Судя по многочисленным фактам из этнографических источников, изображения на кухмарской посуде соотносятся с атрибутикой сибирского шаманизма.

Ключевые слова: археология, керамика, могильник, эпоха бронзы, сосуд, гарпун, амулет, шаман, шаманизм.

Появление носителей уникальных сейминско-турбинских бронз в лесной полосе Восточной Европы, вероятно, неким образом повлияло на культовую практику местных племён, вступивших в соприкосновение с воинственными пришельцами. В первую очередь, это фиксируется в керамических комплексах памятников с так называемой «фатьяноидной» керамикой [Жульников, 2011, с. 30]. Наибольшего внимания, на мой взгляд, заслуживает находка из Кухмарского курганного могильника, открытого Ярославской археологической экспедицией (Я. В. Станкевич) в конце 30-х гг. прошлого века [Крайнов, 1962, с. 51].
Погребальный памятник абашевского типа расположен на холмообразном песчано-гравийном возвышении коренного берега Плещеева озера, в 7 км к северо-востоку от исторического центра г. Переславля-Залесского – в излучине ручья Кухмарь [Крайнов, Уткин, 1991, с. 147]. Первыми стационарными раскопками могильника в 1939 г. руководили П. Н. Третьяков и Я. В. Станкевич. Наиболее масштабные работы на Кухмаре были предприняты в 1959–1960, 1971 и в 1973 гг. Д. А. Крайновым [Крайнов, Уткин, 1991, с. 147, 155, рис. 1].    
В коллекции Кухмарского могильника есть оригинальный сосуд, который мог иметь ритуальное значение в эпоху бронзы. Речь идет о находке из кургана № 13. Сосуд с шаровидным туловом и резко отогнутой наружу раструбообразной шейкой, расчищенный в погребении № 1 упомянутого кургана, имел богато орнаментированную внешнюю поверхность с «отпечатками мелкозубчатого штампа в виде косо-вертикальных насечек (7 рядов), разграниченных зигзагообразными линиями из насечек того же штампа» [Крайнов, 1962, с. 59, рис. 13].
Как справедливо отмечал основной исследователь Кухмарского могильника Д. А. Крайнов, рассматриваемая находка интересна «еще и тем, что на внутренней стороне шейки нанесен крайне сложный рисунок» [Крайнов, 1962, с. 60, рис.14/ 5].
Кроме орнаментации в виде косых насечек, Д. А. Крайновым зафиксировано шесть довольно условных изображений представителей речной ихтиофауны и орудий рыболовства, которые интерпретируются исследователем как рисунок пиктографического характера [Крайнов, 1962, с. 59].
Прямых аналогий кухмарской композиции нет, но изображения «рыбы, пораженной гарпуном» [Крайнов, 1962, с. 59], рыболовной верши или вентеря, гарпуна с пятью шипами и трех рыбообразных существ, на мой взгляд, передают некое сакральное действо, сопряженное с шаманскими ритуалами эпохи палеометалла.
Чтобы выяснить смысловую нагрузку образа рыбы (рыб) в обрядовой практике эпохи, оставившей после себя, например, ритуально-культовый (шаманский) комплект бронз Галичского клада [Студзицкая, Кузьминых, 2001, с. 140–155; Шалахов, 2021, с. 44–46], обратимся к опубликованным этнографическим источникам.
Любопытные свидетельства об использовании шаманских фетишей в виде рыб приводит в одной из своих статей Д. К. Зеленин: «Тунгусский шаман, приступая к лечению больного, также велит наделать идолов в виде зверей и рыб, которыми и обкладывают больного. <…> У енисейских тунгусов при шаманском камлании от болезней употребляются духи – деревянные изображения человека на налиме, две деревянные сросшиеся хвостами рыбы-мамонты, плот из девяти антропоморфных онгонов и т.д.» [Зеленин, 2011, с. 158–159].
По якутским верованиям, духи-помощники шамана могли являться в образе рыб [Зеленин, 2011, с. 165]. Костюм якутского шамана, по описанию исследователей XIX века, имел железные нашивки-амулеты, изображавшие рыб [Зеленин, 2011, с. 170].
Изображения рыб на сосуде из Кухмарского могильника полностью соотносятся с атрибутикой сибирского шаманизма, получившего мощный импульс к становлению в бронзовом веке Северной Азии [Окладников, 1973, с. 24].
То же можно сказать про изображения гарпуна и пронзенной им рыбы, запечатленные на кухмарском сосуде. Они у нас ассоциируются со стрелами-оберегами, которые в шаманской мифо-ритуальной практике призваны были запугивать или даже убивать демонов [Зеленин, 2011, с. 150].                     
Таким образом, символические духи-помощники и обереги кухмарского «шамана», запечатленные на внутренней стороне шейки сосуда из абашевского (?) погребения под курганом № 13, позволяют нам судить о проникновении в духовную жизнь племён лесной полосы Восточной Европы некоторых зауральских культовых традиций, сложившихся, полагаю, накануне сейминско-турбинской экспансии на запад.  

Список источников и литературы
Жульников А. М. Плоскостные изображения на керамике в контексте взаимодействия древнего населения Восточной Европы и Зауралья // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. – 2011. – № 7. – С. 23–36.
Зеленин Д. К. Культ онгонов в Сибири // Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы XVIII–XX вв.: хрестоматия в 2 т. – Т. 1. – 2-е изд., испр. и доп. / Сост., вступ. ст., исслед., прилож., заключ., подбор  ил. Т. Ю. Сем. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2011. – С. 123–175.
Крайнов Д. А. Кухмарский курганный могильник // КСИА. – 1962. – № 88. – С. 51–63.
Крайнов Д. А., Уткин А. В. Курганный могильник у ручья Кухмарь на Плещеевом озере // Поздний энеолит и культуры ранней бронзы лесной полосы европейской части СССР. – АЭМК. – Вып. 19. – Йошкар-Ола: МарНИИ, 1991. – С. 147–159.
Окладников А. П. Проблема связи между племенами Западной Сибири и Прибайкалья (на материалах петроглифов) в раннем бронзовом веке // Из истории Сибири. – Вып. 7. – Томск: Изд-во ТГУ, 1973. – С. 20–25.
Студзицкая С. В., Кузьминых С. В. Галичский «клад»: (К проблеме становления шаманизма в бронзовом веке Северной Евразии) // Мировоззрение древнего населения Евразии. – М.: Старый Сад, 2001. – С. 123–165.
Шалахов Е. Г. Сейминско-турбинские бронзы в абашевском горшке (к 185-летию со дня обнаружения Галичского клада) // Материалы и исследования по истории России: Сборник научных трудов / Отв. редактор М. М. Чореф. – Нижневартовск: ИП Мельник Николай Васильевич, 2021. – С. 44–48. 

Файл тезисов: Шалахов_тезисы.docx
Файл с полным текстом: Шалахов_статья.docx


К списку докладов