Леонтьев А.  

Жизнь онлайн – достоинства или недостатки?

Работая над развитием англоязычной части сайта Отделения ГПНТБ СО РАН в Академгородке (www.prometeus.nsc.ru/eng/), мы видим, что проблемы не ограниваются только вопросами перевода. Отношение к Интернету само подвержено эволюции и претерпевает изменение со временем. При обсуждении особенностей проектирования страниц на нашем сайте, было отмечено [1], что простые решения, по нашему мнению, в максимальной степени позволяют обеспечить надежность доставки информации широкому кругу пользователей Интернета. Такие качества должны быть присущи библиотечному сайту.

Вместе с тем, профессионально занимаясь библиотечным Интернетом, неизбежно приходится учитывать многоликость и неоднозначность тенденций в развитии информационных технологий. Рассмотрению этих вопросов за 15-летний период с 1997 по 2012 год посвящена публикация [2], в которой были проанализированы и изучены особенности, с которыми сталкивается человек при поиске информации в Интернете. Показано, как усложнение средств коммуникации приводит к увеличенному риску потери, искажения или ошибок при передаче информации. Взаимосвязь между интересами хозяев Интернет-сайтов не всегда ведет к позитивным информационным последствиям для пользователей Интернета. Мы выяснили, что стремление к изощренной форме представления материалов в Интернете нередко приводит к изъянам в информационном содержании. Однако фундаментальная функция библиотек и библиотечных сайтов в Интернете состоит в том, что они должны, сохраняя известную долю консерватизма, обеспечивать надежность и достоверность при доставке информации пользователю.

       В последние годы произошло дополнительное усиление влияния Интернет-пространства на все аспекты нашей жизни. Говоря образно, появилась возможность буквально жить в режиме онлайн, осуществляя доступ в виртуальное пространство как с помощью компьютера или планшета, так и через телефон или айфон. Это обуславливает динамичные изменения в нашем образе жизни и ставит новые вопросы, ответы на которые неизбежно сопряжены с противоречиями. Суть проблемы можно сформулировать так: жизнь онлайн это достоинства или недостатки?

      Имея в виду внутренне противоречивую сущность предмета обсуждения, мы рассмотрим явление с двух сторон. Сначала сосредоточим внимание на негативных последствиях новых условий жизни в режиме онлайн.

       Во-первых, развитие виртуальной среды и Интернета ведет к отчуждению человека от реальной жизни. Происходит трансформация, замена живого человеческого общения на общение с неживыми образами. Экран электронного устройства становится универсальным посредником, отделяющим активного субъекта от предмета деятельности или общения. Коммуникация с живым экспертом, другом, коллегой заменяется общением с неживой автоматизированной системой, лучше или хуже моделирующей реальную коммуникацию. В библиотеке вместо внимательного или небрежного, квалифицированного или нерадивого, но живого библиотекаря приходится иметь дело с бездушным электронным каталогом или базой данных, холодно извлекающего из своих глубин информацию по запросу, всего лишь мертвый набор букв и цифр. Гораздо большей степенью отчуждения характеризуются другие сферы применения виртуальной реальности, такие как живое общение друзей или электронные игры.

       Во-вторых, в социальной среде развитие электронных технологий привело к возникновению многочисленных моделей для расчета коэффициентов и рейтингов, характеризующих человека. Начиная с завлекательных и забавных приложений для подсчета численных значений, якобы отражающих свойства характера отдельной личности (к примеру, “Вы агрессивны на 57%”) до серьезных методик, нацеленных на численную аттестацию работника и профессиональную пригодность. Сбывается, казалось бы, давняя мечта человечества окончательно «объективно» выяснить кто лучше и кто хуже в людском сообществе. Просто нажми кнопку, и ты узнаешь для себя окончательный приговор. В этой простоте заложена, конечно, ограниченность и условность “аттестации”: она определяется несовершенством заложенной программы, принципиальной невозможностью выйти за заранее очерченные стандартные рамки и т.д. По-видимому, библиотеки также будут в ближайшее время комплектоваться подобными инструментами для реализации, как в режиме локальных баз данных, так и в интернет-пространстве сложных систем обсчета объективных данных индивидуума.

      В-третьих, особую роль подобные технологии приобретают в социальных сетях. Ведь такая якобы “сертифицированная” система оценки качеств человека имеет обратную связь. Легковерные граждане становятся жертвами вновь найденных ориентиров для формирования желаемых y себя качеств. И вот уже наскоро скроенный тест становится руководством к действию, к “усовершенствованию”. Мы становимся участниками автоматизированного социального программирования потребностей человека. Легко размножаемая посредством современных сетевых коммуникаций, система формирования личностных ориентиров становится инструментом, например, рыночных стратегий, когда навязанное предложение ведет к формированию заранее определенного спроса у потребителя. Аналогичное явление имеет место и в сфере информационных технологий. Последние имеют прямое отношение к библиотекам и об этом чуть ниже.

      Между тем, концентрируясь на отрицательных аспектах, следует отметить, что с развитием информационных технологий и Интернета создаются объективные условия для углубления противоречий между возрастающей степенью коммуникации в электронном пространстве и попытками модерировать, управлять этими коммуникациями в частных, групповых, зачастую коммерческих интересах, ставя под угрозу интересы большинства населения.

      И наконец, наиболее актуальное для библиотек. Уменьшение интереса к традиционным формам обслуживания в библиотеке имеет корни в изменении отношения к книге и к знаниям вообще. Интернет создает иллюзию нивелирования образовательного уровня, всезнания для всех. Как будто, с прогрессом средств связи больше не требуется обладать базовым кругозором, «поскольку необходимые факты можно в любой момент взять из Интернета». К сожалению, данные тенденции уже приводят к отрицательным изменениям в отношении к научному знанию и научному мировоззрению среди определенной части общества. Получают распространение «альтернативные» модели описания действительности, основанные на малосостоятельных сведениях неизвестного происхождения. Однако, подхлестываемые возможностью массового обмена, эти сомнительные модели завоевывают аудиторию, распространяясь по сети в качестве «новых эффективных рецептов» достижения цели.

      Представленная картина, конечно, односторонне мрачно описывает новую виртуальную действительность. Мы погрешим против истины, не упомянув противоположный взгляд на вещи. Поэтому в заключение охарактеризуем открывающиеся позитивные перспективы в новых условиях прогресса онлайн-коммуникаций.

    1. Невероятное расширение возможностей личности для активного участия в любых мировых процессах в режиме онлайн.
    2. Информационные технологии для развития и формирования цивилизованных потребностей человека.
    3. Появление методик для численной оценки и сравнения разнообразных человеческих качеств.  
    4. Появление универсальной всеохватывающей системы оценки качества профессионального, в том числе научного труда. Развитие конкуренции ведет к прогрессу науки.
    5. Возрастающая степень коммуникации между людьми в электронном пространстве ведет к более гибкому, быстрому и эффективному взаимодействию и реагированию при решении возникающих в обществе проблем.
    6. Обогащение понимания мира человеком за счет дополнения традиционных форм научного знания альтернативными моделями.

        Какой взгляд на нынешнюю ситуацию представляется более убедительным? Какие аргументы более весомы? Оставляю этот вопрос для решения читателю. Мир развивается стремительно. По-видимому, мы все станем свидетелями того, какие из описанных тенденций возобладают.

ЛИТЕРАТУРА
         1. Леонтьев А. А. Сайт Отделения ГПНТБ СО РАН - простые решения и эффективность // Научные и технические библиотеки. - 2012. - № 4. - С. 59-65.
         2. Леонтьев А.А.  Эволюция информационных технологий, Интернет и библиотека: триумф Интернета или несбывшиеся надежды / А.А.Леонтьев // Научные и технические библиотеки. - 2012. - N 10. - С.35-43.

Full text file: Leontyev-dicr2014.pdf


To reports list