Для обеспечения безопасной стоянки судов и выполнения погрузочно-разгрузочных работ у причалов в условиях волнения необходима их надежная система раскрепления. Выбор швартовно-отбойной системы осуществляется по данным перемещений судна и усилий в его швартовных связях, для определения которых требуется знание возмущающих и инерционно-демфирующих сил.
В настоящей работе рассматривается задача о воздействии морских волн на судно, ошвартованное у причала. Рассмотрена плоская линейная задача, жидкость предполагается идеальной и несжимаемой, а ее движение – потенциальным. Поперечное сечение контура судна принимается прямоугольным. Подпричальный откос схематизируется системой прямоугольных уступов. Искомыми величинами в задаче являются составляющие силового воздействия волн на судно и вызванные ими его перемещения. Потенциал скорости возмущённого судном волнового движения отыскивается в виде обобщенных рядов Фурье, на основе которых вычисляются значения гидродинамических характеристик качки судна, затем рассчитывается его перемещение.
С целью апробации математической модели в гидроволновом лотке выполнено физическое моделирование воздействия волн на неподвижное судно. Экспериментальные данные волновых нагрузок получены для различных длин и высот волн. Представлено сопоставление результатов расчетов волновых нагрузок с данными экспериментов. Выполнены расчёты перемещений судна, ошвартованного у причала, при воздействии регулярных волн.
Abstracts file: | Леонтьев_тезисы.doc |